Мобильные новости города Липецка

Евгений Павлов: «У нас — отличная страна»

23.10.13

GOROD48 попросил председателя департамента образования администрации Липецка прокомментировать результаты нашего опроса на тему «Чего не хватает школьникам?»

GOROD48 провел опрос: «В школах города установили торговые автоматы. Чего еще не хватает ученикам?» На предложенные варианты ответили более 3,5 тысяч читателей сайта. Оказалось, что 66% респондентов хотят жить в другой России, так как живут не в «нормальной стране». А вот 105 горожан (3% опрошенных) считают, что как раз таки нашим ученикам не хватает патриотизма, то есть любви к тому Отечеству, какое есть, со всеми его победами и поражениями. 20% читателей уверены в том, что у школьников не все в порядке с воспитанием. Еще 4% участников опроса решили, что детям не хватает учителей, а 6% — знаний. Ну, и 1% респондентов полагают, что школьникам не хватает «своего мнения».

Результаты опроса мы и попросили прокомментировать председателя департамента образования администрации Липецка Евгения Павлова.

Вполне естественно, что чиновник начал разговор с учителей. Тут Павлову есть чем гордиться: сегодня школам города не хватает всего 20 учителей, а детсадам — 12 воспитателей (в прошлом году в системе образования Липецка было на это время 152 свободные вакансии). Возможно, выбирая этот вариант ответа, горожане имели в виду «хороших учителей»? Тем более, что 6% респондентов решили, что ученикам не хватает знаний? Как у нас, собственно, со знаниями-то?

— По федеральному закону об образовании мы обязаны выпустить ученика с удовлетворительным уровнем знаний, — говорит Евгений Павлов. — А по совести… Достаточно много учеников и их родителей, очевидно, не заинтересованы в обучении. Как результат — три процента одиннадцатиклассников Липецка не сдали хотя бы один ЕГЭ на оценку «три» и ушли из школ не с аттестатами, а со справками.

С точки зрения системы образования то, что 72 выпускника школ не получили дипломы, плохо. Плохо и то, что директора школ, зная о том, что в 10-й класс идет заведомый двоечник, берут такого ученика. В 2014 году ситуация с обучением заведомо не желающих учиться будет решена тем, что государство в 9 классе вводит независимую экспертизу знаний школьников путем сдачи ими ЕГЭ. Те, кто провалят единый госэкзамен, могут либо остаться в 9 классе на второй год (теоретически в нем можно сидеть до армии, т. е. до 18 лет), либо уйти в профессиональное училище. В 10-11 классы двоечники уже не попадут.

По словам Павлова, амбиции родителей часто не совпадают с реалиями, то есть уровнем знаний и обучаемости их детей. Мол, все хотят, чтобы их дети получили после школы высшее образование, так как количества мест в институтах и университетах достаточно, чтобы туда хотя бы на коммерческой основе поступил каждый выпускник 11 класса. Действительно, мест в вузах теперь хватает всем: если в конце 90-х школы Липецка выпускали 6,5 тысячи 11-классников, и они толкались локтями в приемных комиссиях вузов, то в прошлом году мы выпустили всего 2,5 тысячи 11-классников. Но все ли выпускники смогут учиться в университетах?

— Теперь государство полагает, что научить детей всем знаниям, умениям и навыкам уже невозможно в принципе, так как количество накопленных человечеством сведений таково, что впихнуть их все в школьников немыслимо, — говорит о новых подходах к получению школьного образования председатель департамента. — Ключевой задачей школы становится обучить ребенка метапредметным знаниям, научить связывать события и факты в разных науках.

В качестве примера метаподхода мы разбираем индустриальный рывок СССР в 30-е годы, которым, как теперь велено считать, страна была обязана «эффективному менеджеру» Сталину. Евгений Павлов считает, что школьникам надо понять, почему в настоящее время появление второго такого «менеджера» невозможно: в России безвозвратно изменен базис, который теперь не предусматривает бесплатного подневольного труда (а как же овощебаза в Бирюлево?).

Евгений Павлов согласен, что школьникам не хватает воспитания. Он признается, что сегодня во главе угла — подготовка детей к выпускным экзаменам. Мол, школы пока не изжили этого подхода к образованию, но новый закон ставит воспитание первым звеном цепи, за которым следует обучение.

— В прежние времена мы все, будучи школьниками, занимались мелким созиданием: пололи траву на территории, за которую отвечала школа, по очереди дежурными мыли полы в классе, собирали макулатуру и металлолом, ездили в колхоз на яблоки. А теперь родители приходят в ужас только от мысли, что его ребенок в школе прикоснется к ведру и швабре! И в результате школа вместе с родителями воспитывает негодяя, — замечает Евгений Павлов.

Чиновник резонно считает, что воспитание начинается дома и только завершается школой. Он уже видит в ближайшей перспективе школу как воспитательную среду, которая подспудно будет настраивать учеников на социализацию. Чтобы не было, как в СССР, когда школа давала кучу знаний, которые было сложно прилагаемы к жизни.

— Мы начинали учиться быть вожатыми, когда уже ехали в пионерский лагерь. Мы начинали заниматься исследовательской деятельностью, когда приходили в вуз. Мы учились семейным отношениям, когда уже женились или выходили замуж, — говорит Павлов. — Да, в СССР многие вещи делала идеология: мы вставали под звуки государственного гимна, надевали на себя пионерский галстук, маршировали по школьному двору с речевками. Плюс была почти стопроцентная занятость в секциях и кружках. А сейчас внятной идеологии нет.

Можно согласиться с тем, что в школах идеологии нет, и что этот вопрос — не в компетенции Евгения Павлова. Но уж за кружки и секции он то в ответе. А с этим как?

Чиновник признает, что плохо. Нужны, мол, новые ставки педагогов дополнительного образования, инструкторов, тренеров, деньги на поездки на соревнования и турниры. Но все это дело наживное. Так, к 2018 году президент страны обязал довести число детей, занимающихся в секциях и школах, до 80% от числа школьников, а зарплату педагогов дополнительного образования увеличить до средней по региону. Так что осталось прожить еще пять лет, чтобы увидеть плоды новой системы воспитания и обучения в действии.

— При Путине подняли зарплату педагогам. При нем наконец-то выработана государственная политика в сфере образования. Я, например, знаю, какие изменения в этой сфере будут и через пять, и через десять лет, — с этих слов Евгений Павлов начал кружить вокруг тех 66 % недовольных современной Россией.

Чиновник, по его словам, не понимает, чего не хватает людям. Живет в обычной «двушке» на девятом этаже. Подъезд чистый. Мусоропровод заварен. Возле дома в связи с большим количеством автомобилей не может поставить служебную машину. Выходит во двор — а вокруг озлобленная толпа!

— Я сильно удивлен тому, что 66 процентам респондентов сайта не хватает нормальной страны, — говорит председатель департамента с годовым окладом в 800 тысяч рублей. — Но люди же живут нормально! Те, кто работает, хорошо получают. У меня сосед работает обычным газоэлектросварщиком на предприятии, зарабатывает в месяц 70 тысяч рублей. У нас — отличная страна. Я лично отсюда никуда не уеду. Мой ребенок будет учиться здесь, а не за рубежом. Откуда это нытье? Те, кто жалуется на страну, не понимают, что им самим не хватает чувства индивидуальной ответственности за то, что происходит вокруг. Не надо мусорить. Не надо хамить. Не надо обижать другого. И все. Жизнь изменится просто на глазах.

Игорь Луговой



Источник: Город48

избранное   *     поделиться